В последнее время на маркетплейсах появляется все большее количество товаров, которые доставляются прямо из-за рубежа, иностранными продавцами. И вопрос "Можно ли вернуть товар купленный на маркетплейсе и доставленный из-за рубежа? И действует ли ЗоЗПП в таких ситуациях?" становится все больше.
Давайте разбираться вместе.
---
Такие заказы называются кроссбордерными— это трансграничная торговля, которая дает возможность всем тем, у кого есть товар в одной стране, продавать его, по сути, по всему миру.
То есть продавец из другой страны имеет возможность продавать свой товар за пределами своего местонахождения. Для бизнеса это безусловно плюс ведь становится отличной возможностью расширить свои границы.
---
А в чем выгода для покупателя?
Основной плюс для покупателя это конечно же привлекательная цена и более широкий ассортимент. Но совершая покупку таким образом возникают определенные особенности, о которых хочется рассказать.
Во первых - увеличивается срок доставки, и привычные пару дней превращаются порой в недели, хотя и не всегда. Порой заказ доставляют действительно очень быстро даже из-за рубежа.
Во вторых - покупатель является декларантом при таможенном оформлении, это значит, что таможенную пошлину предстоит оплачивать Вам.
таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.
С 1 апреля 2024 года платёж уплачивается с товара дороже 200 евро по курсу, актуальному на момент поступления на таможню, или с посылки весом больше 31 кг. Размер пошлины — от 2 евро за каждый килограмм превышения или 15% от суммы превышения. Если превышен лимит и по стоимости, и по весу, для расчёта берётся больший показатель.
В третьих - самое пожалуй ключевое в данном разборе это то, что нормы закона о защите прав потребителей при таких сделках не применимы.
Заказывая товар из-за рубежа Вы фактически покупаете его за границей, маркетплейс лишь выступает площадкой и осуществляет доставку. То есть заказывая товар из-за рубежа Вы заключаете договор купли-продажи Товара напрямую с Иностранным продавцом чаще всего не зарегистрированным в РФ. При этом согласно ст. 1211 ГК РФ:
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.
2. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности:
1) продавцом — в договоре купли-продажи;
Таким образом в данных правоотношениях Продавец-Покупатель Закон о защите прав потребителей РФ не применим и действует законодательство страны продавца.
---
Но что же это значит для покупателя находящегося в РФ?
Наверное самый ключевой вопрос у покупателя "Можно ли вернуть товар купленный на маркетплейсе и доставленный из-за рубежа?"
У каждой торговой площадки продающих товары из-за рубежа есть правила и регламенты относительно таких сделок: которые четко регламентируют процесс покупки, а главное возврата, если такая потребность вдруг возникнет у покупателя. Здесь к сожалению сослаться на ст. 26.1 ЗоЗПП не получится по указанной выше причине. Возврат в целом возможен, но при соблюдении определенных условий и требований. При этом стоит обратить внимание, что зачастую если мы говорим о возврате товара надлежащего качества по Вашей инициативе (не понравился, не подошел), то Вами помимо прочего оплачивается обратная доставка.
---
Подводя итог хочется дать некоторые рекомендации: